Утверждено

 приказом директора

 ГКУСО ПК ЦПД г. Чайковского

 № 118 от 16.08.2024 г.

 

 

ПРОГРАММА

КЛУБА «УСТОЙЧИВАЯ СЕМЬЯ»

ГКУСО ПК ЦПД г. Чайковского

 

  1. Социально-психологические тренинги с элементами терапии для целевой группы родителей по программе «Азбука счастливой семьи» (см. Раздел 5.14. Программа для работы с родителями в Клубах «Устойчивая семья»). Инструмент основан на практике с доказанной эффективностью Школы родителей «Азбука семьи» (верифицирована МГППУ, получено заключение Центра научных экспертиз СПбГУ, занимает ведущее место в РФ по количеству внедрений среди лучших практик). Программа включает 17 тренингов, имеет структуру и методологию, благодаря которой в Клубе формируется реабилитационное пространство, происходит поэтапное осознание родителями комплексного влияния семьи как системы на развитие ребенка и его поведение, постепенное улучшение психоэмоционального состояния мам и пап, повышение их психологической устойчивости и развитие родительских компетенций. Очные тренинги еженедельно посещает группа от 6 до 12 родителей. Участники присоединяются к группе не позднее второго занятия и полностью осваивают программу. В ходе тренингов исключается лекционный формат, широко используются упражнения, практики, игры из методической копилки Лидера (формируется в ходе дистанционного обучения психолога по программе). Тренинги проводятся в формате «равный - равному» и обеспечивают атмосферу безусловного принятия, уважения, веры родителя в свой успех, создает круг горизонтальной социальной поддержки для каждого. По итогам успешного освоения программы родители получают сертификаты.
  2. Поддерживающие и досуговые неформальные мероприятия по предложенному проекту программы (см. параграф 5.14. «Программа для работы с родителями в Клубах «Устойчивая семья») продолжают работу с первой группой родителей и расширяют круг участников Клуба. Расписание мероприятий готовит Лидер Клуба совместно со специалистом по социальной работе – рекомендованы еженедельные тематические встречи. Первые мамы и папы, успешно освоившие программу «Азбука счастливой семьи», становятся в Клубе «экспертами опыта» и наставниками для вновь присоединяющихся родителей. Неформальные встречи позволяют укреплять сообщество и взаимную поддержку в реабилитационном пространстве, развивать навыки и компетенции - бытовые, культурные, творческие, воспитательные. При поддержке психолога и специалиста по социальной работе «эксперты опыта» берут на себя часть организационных задач Клуба. Новые участники присоединяются по приглашению специалистов. В процессе переговоров применяются навыки мотивационного интервью. Используются вовлекающие мероприятия. По мере готовности и формирования устойчивой ремиссии от зависимости (около 6 месяцев), вновь присоединившиеся к неформальным поддерживающим мероприятиям родители приглашаются на социально-психологические тренинги с элементами терапии.

5.14. Программа для работы с родителями в Клубах «Устойчивая семья»

 Объем работы в Клубе в формате социально-психологических тренингов с элементами терапии – 64 академических часа и 30 часов самостоятельной работы.

Занятия проходят еженедельно в течение 4 месяцев, всего рекомендовано 17 занятий (15 встреч по 4 академических часа, а также установочная встреча – 2 академических часа и «выпускной – 2 академических часа). Формат социально-психологических тренингов с элементами терапии позволяет достичь наилучших результатов в части формирования реабилитационного пространства и освоения программы. Тренинги поводит психолог, Лидер Клуба «Устойчивая семья» при содействии Куратора, специалиста по социальной работе.

Как вариант возможна частота встреч два раза в неделю – тогда все занятия длятся по 2 академических часа. Однако практика показывает, что родителям из семей «группы риска» с большей вероятностью подойдет посещение тренингов один раз в неделю. Такое расписание легче дается участникам, которые испытывают организационные трудности с посещением занятий (не с кем оставить детей, трудная транспортная доступность и тд).

До начала групповых тренингов проводятся индивидуальные встречи с родителями, в ходе которых Лидеры Клубов беседуют с мамами и папами, а также с их слов заполняют Анкету.

Рассмотрим тематический план освоения программы «Азбука счастливой семьи» в группе родителей, рассчитанный на 17 занятий в Клубе.

№ занятия

Форма и

объем работы

Содержание

Домашнее задание

Занятие 1

Установочная встреча

(2 академ.часа)

Знакомство. Ожидания. Создание правил.

Представление программы.  

Чтение Уроков 1.1 и 1.2. в книге-тренажере, просмотр видео-лекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с Напарником (2 академ.часа)

Занятие 2

Групповой тренинг

(4 академ.часа)  

Часть I. Семья и семейная система.

Урок 1.1. Откуда мы родом?

Урок 1.2. Какой фундамент у семейной системы?

Чтение Уроков 1.3. и 1.4. в книге-тренажере, просмотр видео-лекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с Напарником (2 академ.часа)

Занятие 3

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть I. Семья и семейная система Урок 1.3. С чего начинается детство?

Урок    1.4.      Какие   ресурсы нужны родителям?

Чтение Уроков 1.5. и 1.6. в книге-тренажере, просмотр видео-лекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с Напарником (2 академ.часа)

Занятие 4

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть I. Семья и семейная система

Урок 1.5. Как сберечь психическое здоровье ребенка?

Чтение Уроков 2.1. и 2.2. в книге-тренажере, просмотр видео-лекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с Напарником (2 академ.часа)

 

 

Урок 1.6. Какие качества родители формируют в детях?

 

Занятие 5

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть II. Привязанность

Урок 2.1. Что такое привязанность и как она работает?

Урок 2.2. Какое значение имеют перинатальный период и роды?

Чтение Уроков 2.3. и 2.4. в книге-тренажере, просмотр видеолекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с

Напарником (2 академ.часа)

Занятие 6

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть II. Привязанность

Урок 2.3. Как дети выбирают своих взрослых?

Урок 2.4. Какие бывают типы привязанности?

Чтение Уроков 2.5. и 2.6. в книге-тренажере, просмотр видео-лекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с Напарником (2 академ.часа)

Занятие 7

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть II. Привязанность

Урок 2.5. После семи уже поздно?

Урок 2.6. Чем грозит нарушение привязанности? Чтение

Чтение Уроков 3.1. и 3.2. в книге-тренажере, просмотр видео-лекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с Напарником (2 академ.часа)

Занятие 8

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть   III.       Детская психологическая травма

Урок 3.1. Что может сломать детей?

Урок 3.2. Как влияют на детей «малые травмы»?

Чтение Уроков 3.3. и 3.4. в книге-тренажере, просмотр видеолекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с

Напарником (2 академ.часа)

Занятие 9

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть III. Детская психологическая травма

Урок 3.3. Как сказываются на детях «большие» и

«повторяющиеся» травмы»?

3.4. Какие последствия у «травмы развития»?

Чтение Уроков 3.5. и 3.6. в книге-тренажере, просмотр видеолекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с

Напарником (2 академ.часа)

Занятие 10   

 

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

            Часть   III.        Детская

психологическая травма

ребенка?

Урок 1.6. Какие качества родители формируют в детях?

Чтение Уроков 4.1. и 4.2. в книге-тренажере, просмотр видеолекций к ним, выполнение

Занятие 5

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть II. Привязанность

Урок 2.1. Что такое привязанность и как она работает?

Урок 2.2. Какое значение имеют перинатальный период и роды?

Чтение Уроков 2.3. и 2.4. в книге-тренажере, просмотр видеолекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с

Напарником (2 академ.часа)

Занятие 6

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть II. Привязанность

Урок 2.3. Как дети выбирают своих взрослых?

Урок 2.4. Какие бывают типы привязанности?

Чтение Уроков 2.5. и 2.6. в книге-тренажере, просмотр видео-лекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с Напарником (2 академ.часа)

Занятие 7

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть II. Привязанность

Урок 2.5. После семи уже поздно?

Урок 2.6. Чем грозит нарушение привязанности? Чтение

Чтение Уроков 3.1. и 3.2. в книге-тренажере, просмотр видео-лекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с Напарником (2 академ.часа)

Занятие 8

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть   III.       Детская психологическая травма

Урок 3.1. Что может сломать детей?

Урок 3.2. Как влияют на детей «малые травмы»?

Чтение Уроков 3.3. и 3.4. в книге-тренажере, просмотр видеолекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с

Напарником (2 академ.часа)

Занятие 9

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть III. Детская психологическая травма

Урок 3.3. Как сказываются на детях «большие» и

«повторяющиеся» травмы»?

3.4. Какие последствия у «травмы развития»?

Чтение Уроков 3.5. и 3.6. в книге-тренажере, просмотр видеолекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с

Напарником (2 академ.часа)

Занятие 10

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

            Часть   III.        Детская

психологическая травма

Чтение Уроков 4.1. и 4.2. в книге-тренажере, просмотр видеолекций к ним, выполнение

 

 

Урок 3.5. Как стресс влияет на развитие мозга ребенка?

3.6. Как помочь ребенку справится с последствиями травм?

заданий и обсуждение их с Напарником (2 академ.часа)

Занятие 11

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть IV. Трудное поведение Урок 4.1. Трудный или удобный?

Урок 4.2. Каким бывает трудное поведение родителей?

Чтение Уроков 4.3. и 4.4. в книге-тренажере, просмотр видео-лекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с Напарником (2 академ.часа)

Занятие 12

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть IV. Трудное поведение Урок 4.3. Почему дети бывают непослушными?

Урок 4.4. Нужны ли наказания для послушания?

Чтение Уроков 4.5. и 4.6. в книге-тренажере, просмотр видеолекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с

Напарником (2 академ.часа)

Занятие 13

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

Часть IV. Трудное поведение Урок 4.5. Почему дети плохо себя ведут?

Урок 4.6. Когда с детьми по настоящему трудно?

Чтение Уроков 5.1. и 5.2. в книге-тренажере, просмотр видео-лекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с Напарником (2 академ.часа)

Занятие 14

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

            Часть   V.             Подростковый

возраст

Урок 5.1. Как быть родителем подростка?

Урок 5.2. Какие навыки важно формировать у подростка?

Чтение Уроков 5.3. и 5.4. в книге-тренажере, просмотр видеолекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с

Напарником (2 академ.часа)

Занятие 15

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

            Часть   V.             Подростковый

возраст

Урок 5.3. Для чего меняются отношения родителей и детей?

Урок 5.4. Кто главный в выборе профессии?

Чтение Уроков 5.5. и 5.6. в книге-тренажере, просмотр видеолекций к ним, выполнение заданий и обсуждение их с

Напарником (2 академ.часа)

Занятие 16

Групповой тренинг

(4 академ.часа)

            Часть   V.             Подростковый

возраст

Урок 5.5. Когда происходит сепарация?

Заполнение     анкеты, завершающей             обучение         и включающей обратную связь. Вручение             Сертификатов родителям.

 

 

Урок    5.6.      Куда    приводит детство?

 

 

Занятие 17

Выпускное

мероприятие

(2 академ.часа)

Завершающая программу неформальная встреча. Выдача сертификатов.

Обратная связь. Обсуждение сохранения родительского сообщества. Сбор тем и форматов для последующих неформальных встреч Клуба. Распределение будущих ролей между участниками.

Подготовка к следующей неформальной встрече Клуба в соответствии            с распределенными ролями.